Утверждён ГОСТ по проектированию переменной жесткости железнодорожного пути
С 1 июля 2025 года вступает в силу новый стандарт ГОСТ Р 72044-2025 «Конструкции железнодорожного пути. Методика расчетов участков переменной жесткости». Документ разработан Минстроем России и направлен на совершенствование проектирования железнодорожной инфраструктуры, включая участки высокоскоростных магистралей.
Что устанавливает новый ГОСТ?
ГОСТ регламентирует методику инженерных расчётов на переходных участках железнодорожного пути, где происходит смена конструкций с различной жёсткостью. Это особенно важно для устойчивости и безопасности движения поездов, а также для:
- снижения эксплуатационных затрат на ремонты и содержание;
- повышения комфорта пассажиров;
- обеспечения надёжности и долговечности путевой инфраструктуры.
Проблема: «предмостовые ямы» и внеплановые ремонты
Одним из последствий переменной жёсткости является образование просадок, или так называемых предмостовых ям, возникающих в зонах перехода между различными типами конструкций пути. Эти деформации требуют внеплановых ремонтных работ, что увеличивает нагрузку на эксплуатационные службы.
Решение: расчёты и плавное сопряжение конструкций
Как пояснил директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин, новый стандарт устанавливает порядок расчётов и точное инженерное обоснование переходов между участками с разной жёсткостью. Главное требование — обеспечить плавное изменение жёсткости, чтобы снизить инерционные силы при прохождении поездов и минимизировать риски деформаций.
Национальный приоритет — развитие ВЖД
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко напомнил, что реализация ГОСТа связана с задачами нацпроекта «Инфраструктура для жизни», предусматривающего активное развитие высокоскоростных железных дорог.
Цели и эффекты внедрения:
- Повышение точности проектных решений.
- Снижение затрат на содержание пути.
- Продление срока службы конструкций.
- Повышение комфорта и безопасности.
- Поддержка проектов ВЖД.
«Применение стандарта позволит повысить точность инженерных решений, продлить срок службы конструкций и обеспечить надёжность работы железнодорожного пути в условиях сложных переходных зон», – отметил руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
Документ вступает в силу с 1 июля 2025 года.
Источник: https://www.minstroyrf.ru/.